Функциональная грамотность в современном образовании

В сфере образования функциональная грамотность становится одной из главных тем для обсуждения на всех уровнях: начиная от школы до Министерств образований регионов России. Возникает вопрос — почему же она становится актуальной?

Современный мир стал гораздо сложнее, чем был двадцать, а тем более тридцать лет назад. Эти сложности требуют особого подхода в педагогике: это связано с появлением новых технологий, сфер экономики и с социально-психологическими изменениями самого человека. Нужно принять, что наступил мир — визуально-цифровой, который требует расширения и переосмысления понятия «функциональная грамотность».

Педагоги, ученые и команда сервиса «Яндекс.Учебник» обсуждают на платформах понятие «функциональная грамотность». Приведу наиболее актуальные суждения для более четкого принятия:

Незнакомые слова. Мы должны признать и констатировать, что словарный (лексический) запас современного ребёнка очень серьёзно отличается от запаса ребёнка, который приходил в школу 10 лет назад. Это не плохо и не хорошо — просто это факт.

Непривычный строй фраз. Наша речь меняется, потому что язык — живое явление. Даже язык книг, которые мы сегодня читаем ребёнку, уже совсем новый. Если вы положите перед собой книгу 60-х годов и книгу сегодняшнего дня, то, вчитавшись в первый абзац, почувствуете разницу. Дети не готовы трудиться. У них нет мотивации для получения удовольствия, потому что многие вещи и так достаются достаточно легко.

Неразвитость восприятия мира и чувств. У детей постарше, когда дело доходит до восприятия классики, нередко обнаруживается проблема с пониманием оттенков отношений между людьми.

Неумение перепрыгивать непонятное, свободно обращаться с массивом текста и со смыслами. Современному ребенку достаточно не понять всего одно слово, и смысл текста начнет ускользать. Здесь мы сталкиваемся с цепочкой, которая нашла выражение в высказывании Гёте: «Чего человек не понимает, тем он не владеет».

Екатерина Богданович, руководитель кафедры математики и учитель математики Филипповской школы: «Дети, которые не очень дружат с математикой, лучше решают реальные жизненные задачи. Поэтому часто работать нужно не над навешиванием новых заданий с вводным текстом, а над формированием жизненного опыта. Я, например, предлагаю и детям, и родителям найти в доме электрический счётчик, выяснить его тарифность, снять показания руками и записать на бумагу. Если всё получилось, то нужно посчитать показания и найти на сайте госуслуг подходящее поле для ввода данных. И это не такая простая задача, как кажется.

После того как дети проделали всё это руками, они по-другому начинают воспринимать процесс оплаты электричества. Конечно, он не становится для них повседневным, но с ними можно обсудить новые условия задачи: другие тарифы, энергопотребление разных приборов. Это и есть функциональная грамотность в сфере математики».

Следовательно, мы должны выстраивать занятия таким образом, чтобы дети были максимально заинтересованы и уже начинали рассказывать друзьям, родителям интересные факты, о которых узнали на уроке и которые могли бы применить в жизни. Это та самая функциональная грамотность. Только не в теории, а на практике.

Чтобы выстроить такую модель обучения, естественно, нужна системная методическая работа на всех уровнях образовательного процесса. Для внедрения компонента «функциональная грамотность» МКУ «ВУУО» заключен договор на проведение серии Zoom- семинаров с Савиных Галиной Петровной, к.п.н., научным сотрудником Научно-методического центра содержания образования ГБОУ ВО «Академия социального управления» г. Москвы. Участники — 10 образовательных организаций, вовлеченных в   методический муниципальный проект «Внедрение компонента «функциональная грамотность» в образовательные организации Вилюйского улуса», прослушали и приняли активное участие на вебинарах.

Семинары дали возможность получить нашим учителям ответы на вопросы:

— чем вызвано внимание к функциональной грамотности школьников: обзор документов;

— компоненты функциональной грамотности и ее связь с требованиями ФГОС;

— развитие функциональной грамотности на учебных занятиях;

— управленческие решения по внедрению компонента «функциональная грамотность»;

— методическое сопровождение внедрения функциональной грамотности.

На семинарских занятиях 10 школ Вилюйского улуса скооперировались на реализацию муниципального проекта «Внедрение компонента «функциональная грамотность» в образовательные организации Вилюйского улуса». Школы выстроили дальнейший план работы с учетом разработки кейсов заданий компонента «функциональная грамотность» по областям «читательская грамотность», «математическая грамотность», «естественнонаучная грамотность» с последующей апробацией для потенциальных участников PIZA – восьмиклассников.

Наряду с данным мероприятием, с 11 по 13 марта 2021 года проведен муниципальный фестиваль «Развиваем навыки» среди школьников 2-х–6-х классов образовательных организаций Вилюйского улуса. Фестиваль проведен с целью мотивации и привития функциональной грамотности школьникам, увеличения количества участников движения интеллектуальных игр, развития базовых компетенций и школьных умений. Одно из направлений реализации ФГОС — установка на формирование функциональной грамотности, поэтому в этом учебном году Фестиваль провели по 2 этапам: школьный и муниципальный.

Организаторами Фестиваля являются:

  • Школьный этап — РО МАН в Вилюйском улусе МБОУ «Тасагарская СОШ им. Н. Н. Каратаева», руководители УМО (начальных классов, английского, русского языков, естественного цикла, истории).
  • Муниципальный этап – МКУ «Вилюйское УУО» в рамках реализации муниципальных проектов «Читаем все», «Надежда Вилюйской школы».

Фестиваль проводится по ключевым компетенциям и базовым умениям школьников.

Муниципальный этап включает в себя следующие области ФГ:

  • «Читаем все» (читательская грамотность),
  • «Решаем все» (математическая грамотность),
  • «Мой Вилюйский улус» (знание истории своего улуса).

На муниципальном этапе функциональной грамотности участвовало 365 детей со 2 по 6 классы. Кейс заданий с оценочными критериями разработали творческие группы методического муниципального проекта «Внедрение компонента «функциональная грамотность» в образовательные организации Вилюйского улуса».

По итогам проведения Фестиваля запланированы улусные семинары для участников проекта с привлечением родительского сообщества, педагогического персонала ОО улуса, с целью пилотирования промежуточной аттестации по модели PIZA для восьмиклассников, построения дорожной карты по реализации методического муниципального проекта.

 

Эльвира Петрова, гл. специалист ИМО МКУ ВУУО

 

 

Комментарии закрыты