Поддержка семьи и ранняя помощь детям с ОВЗ в условиях Службы ранней помощи (СРП)

Сегодня система ранней помощи семье, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, формируется как самостоятельное направление в образовательном пространстве, как система целенаправленной деятельности, предусматривающая свои концептуальные подходы, стратегию, программы и организацию. Социальные институты ранней помощи – отделы ранней помощи, лекотеки, консультативные центры, группы кратковременного пребывания и другие – интегрируются в общую систему государственной деятельности в качестве целостного объекта.

В течение многих лет мы работаем над проблемой ранней профилактики своевременного выявления воспитания, обучения, социальной адаптации и интеграции в социуме детей с различными нарушениями в развитии, приводящими к проблемам в процессе учебной деятельности, поведенческим расстройствам.

Интерес к данной проблеме не случаен и актуален, так как в последние годы увеличилась численность детей с речевыми патологиями, с расстройствами эмоционально-волевой сферы в поведении.

Ранняя диагностика и комплексная коррекция с первых месяцев жизни позволяет скорректировать уже имеющиеся отклонения в развитии, предупредить появления вторичных и третичных отклонений и создать условия для достижения ребенком более высокого уровня общего развития.

Благодаря открытию стажировочной площадки Службы ранней помощи в Вилюйском улусе, с 2013 года ранняя помощь и ранняя поддержка детей с ОВЗ и их родителей осуществляется в консультативном пункте Центра диагностики и консультирования. Цель работы Службы ранней помощи — оказание методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста (от 1 до 4 лет) с ограниченными возможностями здоровья, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, и их родителей (законных представителей).

Задачи реализации системы ранней помощи:

  • максимально раннее выявление проблем детей на ранних этапах развития;
  • более дифференцированное «пошаговое» обучение;
  • наличие специального стандарта образования детей с ограниченными возможностями здоровья;
  • значительно более глубокая, чем в массовом образовании дифференциация и индивидуализация обучения, создание особой организации образовательной среды детям с ограниченными возможностями здоровья.
  • повышение профессиональной компетентности по вопросам оказания комплексной многоуровневой помощи семье и детям раннего возраста.

Работа с детьми раннего возраста строится поэтапно и предусматривает развитие всех сфер психики: эмоциональной, сенсорной, познавательной. Ведущим направлением в деятельности служб является диагностическое направление, поскольку максимально раннее выявление имеющих отклонений в развитии детей дает возможность предотвратить развитие отклонений. Диагностика является основой, определяющей содержание и формы психолого-педагогической помощи детям раннего возраста с нарушениями в развитии.

Мы в своей работе для диагностики уровня нервно-психического развития детей раннего возраста используем методику Е.А. Стребелевой, обследование развития ребенка раннего возраста проводим по методике Н.М. Аксариной, Г.В. Пантюхиной, К.Н. Печоры, Э.Л. Фрухт, С.Ю. Шерстобитовой. По оценке развития ребенка от 1 до 3 лет 6 мес. используется Программный комплекс «KID<R>RCDI-2000».

За последние 3 года специалистами Службы ранней помощи обследовано 937 детей раннего возраста, в том числе детей с инвалидностью 92 (9,8 %), из них неорганизованных – 212 детей (22,6 %).   А также проведены 1356 консультаций для родителей, в том числе 383 (триста восьмидесяти трем родителям детей раннего возраста первичного приема) что составляет (28,2 %).

По итогам диагностической и консультативной работы на коррекционные занятия специалистам в консультативно –методические центры, логопедические, адаптационные и кратковременные группы дошкольных образовательных учреждений направлены 352 (триста пятьдесят два) ребенка (37,6 %), в том числе 92 (9,8 %) ребенка-инвалида со сложными и множественными физическими и психическим нарушениями в развитии, 260 детей (27,8 %) с ограниченными возможностями здоровья. Также 13 детей (1,3 %) от рождения до полутора лет поставлены в очередь на наблюдение и повторное обследование

На коррекционно-развивающих занятиях реализуются дополнительные образовательные программы Ю.А. Разенковой, А.Ю. Кремляковой «Психологическое сопровождение детей с раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях», коррекционно-развивающая работа с детьми раннего возраста Ю. И. Забаровской «Шаг за шагом», методическое пособие «Группа кратковременного пребывания: для детей раннего возраста» под рек. Т.М. Бабуновой, пособие по развитию раннего возраста О.В. Елецкой, Е.Ю. Вареницы, «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в младшей группе детского сада» Н.А. Нищевой и др. На занятиях также применяются нетрадиционные методы и приемы: биоэнергопластика, нейропсихологические и кинезиологические упражнения, мнемотаблицы, включая нетрадиционные приемы в национальном стиле.

В Службе ранней помощи мы сможем не только выявить и корректировать, но и проводить профилактическую работу с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, группой риска.

Все занятия с детьми проводятся совместно с родителями, в режиме диалога, поддерживается атмосфера равноправного взаимодействия и партнерства. В результате коррекционно-развивающей работы в соответствии с рекомендациями специалистов служб, родители осваивают способы и приемы коррекционной работы и создают необходимую развивающую среду в условиях дома.

После достижения определенного возраста и уровня развития дети с ограниченными возможностями здоровья переводятся в общеразвивающие группы, классы дошкольных и школьных образовательных учреждений, организуется психолого-педагогическое сопровождение.

По итогам коррекционных занятий служб ранней помощи в течение последних трех лет у всех детей наблюдается положительная динамика в развитии коммуникативных функций речи, в речевом общении.

Как показывает опыт работы, дети, посещающие службы ранней помощи улуса, заметно лучше адаптированы и эмоционально устойчивы к условиям общеобразовательных учреждений. В целом наблюдается положительная динамика по всем направлениям познавательного и речевого развития детей. Повышается качество жизни семей, воспитывающих детей с нарушениями развития раннего возраста, идет преодоление социальной изолированности, восстановление социальных контактов, потенциала семьи.

В конце хочется сказать, именно благодаря раннему отслеживанию результатов диагностической и консультативной работы из года в год мы имеем возможность видеть всю сложность процесса, и вовремя оказать раннюю психолого-педагогическую комплексную помощь по преодолению имеющих у ребенка трудностей.

 

Татьяна Васильева, учитель-логопед ЦДиК

 

Комментарии закрыты