Всероссийская конференция «Деятельность ПМПК в современных условиях. Ключевые ориентиры»

С 25 по 26 октября 2018 года в Российском университете дружбы народов проходила ежегодная Всероссийская конференция «Деятельность ПМПК в современных условиях. Ключевые ориентиры», организованная Министерством просвещения Российской Федерации. Из Республики Саха (Якутия) выезжали 9 специалистов из ГБУ ДО РС(Я) «Республиканский центр психолого-медико-социального сопровождения», управления образования окружной администрации г.Якутска, МБОУ «Центр психолого-медико-социального сопровождения» г. Якутска, из территориальных ПМПК г.Мирного и г. Вилюйска.

По данным Минпросвещения России, сегодня в нашей стране действуют 83 центральных и 1315 территориальных психолого-медико-педагогических комиссий. Масштабная конференция объединила более 1500 участников – специалистов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, курирующих вопросы образования, руководителей и специалистов психолого-медико-педагогических комиссий.

В ходе встречи обсуждались предстоящие изменения в нормативном регулировании деятельности ПМПК, актуальные вопросы дифференциальной диагностики детей с расстройством аутистического спектра, задержкой психического развития, а также вопросы, связанные с новым направлением в деятельности ПМПК – подготовкой рекомендаций образовательным организациям по определению условий организации индивидуальной профилактической работы для детей с девиантным поведением. Пленарное заседание транслировалось в онлайн-режиме.

В работе конференции приняла участие заместитель Министра просвещения Российской Федерации Т.Ю. Синюгина.

В своем выступлении замминистра подчеркнула, что ПМПК должны занимать особое место в системе образования. Именно специалисты ПМПК определяют, каким образовательным маршрутом должны двигаться дети с особыми образовательными потребностями.

«Мы планируем перейти к централизованной модели, когда все ПМПК в регионе должны будут работать на базе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи. Вместо территориальных ПМПК будут филиалы одной комиссии, специалисты которых войдут в штат ППМС-центра, который получит госзадание на оказание услуги», – заявила Татьяна Юрьевна.

Заместитель Министра пояснила, что к 1 января 2020 года все регионы должны будут перейти к централизованной модели деятельности комиссий, для этого будут внесены соответствующие изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и подзаконный акт, регламентирующий деятельность ПМПК (согласно приказу Минобрнауки России от 20 сентября 2013 г. №1082).

«Централизация ПМПК позволит не только систематизировать, унифицировать работу комиссий, но и поднять престиж специалистов ПМПК. Вместе с тем, вы должны это понимать, еще более повышается уровень ответственности ПМПК за выданные рекомендации. Появится новая форма заключения комиссии, разработанная нами, которая коснется организации получения образования и сдачи ГИА», – акцентировала Татьяна Юрьевна.

Заместитель Министра информировала, что в подготовленных поправках в федеральное законодательство в сфере образования понятие «ограниченные возможности здоровья» заменяется на «особые образовательные потребности», предельный возраст обращения в ПМПК не будет ограничен 18 годами, исключится норма о рекомендательной норме заключения для родителей, оно станет обязательным.

Т.Ю. Синюгина также подчеркнула, что специалисты ПМПК должны знать возможности своей региональной системы образования, информировать родителей о том, где и какую помощь может получить ребенок.

«Для обеспечения методической помощи образовательным организациям, для консультирования родителей мы создаем федеральные ресурсные центры, а регионы создают по аналогии свои ресурсные центры по оказанию методической помощи образовательным организациям в организации обучения детей с особыми образовательными потребностями. Таких центров сейчас четыре: в Пскове – по работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития, в Санкт-Петербурге – по работе с детьми с нарушениями зрения, два центра в Москве – по работе с детьми с РАС и с нарушениями опорно-двигательного аппарата. В ближайших наших планах открытие еще двух ФРЦ – по ранней помощи на базе ИКП РАО, а также по работе с детьми с нарушениями слуха и речи. Вы должны знать об этих центрах, и в сложных случаях, если нет соответствующих специалистов, родителям и педагогам нужно рекомендовать обращаться за помощью в наши в ФРЦ», – резюмировала Т.Ю. Синюгина.

Во второй день конференции была организована работа четырех секций по направлениям деятельности специалистов ПМПК.

Институт коррекционной педагогики РАО принимал активное участие в работе конференции – как в пленарном заседании, так и в секционных мероприятиях. Тематика выступлений сотрудников Института охватывала целый ряд актуальных и важных для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий проблем, о чем можно судить исходя из включенных в программу докладов:

«Концептуальный подход к обследованию на ПМПК детей с расстройствами аутистическогоспектра», докладчик – академик, вице-президент Российской академии образования, Николай Николаевич Малофеев, содокладчик – доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, Ольга Сергеевна Никольская;

«Образовательный маршрут, как результат обследования ребенка на ПМПК»,
доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник ИКП РАО, Светлана Борисовна Лазуренко, доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник ИКП РАО, Елена Антоновна Стребелева;

«Комплексное обследование ребенка раннего возраста на ПМПК»,
доктор педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, Юлия Анатольевна Разенкова;

«О подготовке рекомендаций ПМПК по определению образовательного маршрута детям с нарушениями зрения»,кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ИКП РАО, Алексей Алексеевич Любимов, научный сотрудник ИКП РАО, Людмила Геннадьевна Бодренкова;

«Диагностическая дифференциация вариантов развития детей с ЗПР к началу школьного обучения», доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник ИКП РАО, Наталия Викторовна Бабкина;

Мастер-класс «Диагностика уровня речевого развития ребенка: разбор детских случаев», кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО», Елена Евгеньевна Китик;

«Дети с кохлеарными имплантами: современные показатели достижений в реабилитации и определение образовательного маршрута специалистами ПМПК»,
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник ИКП РАО, Альбина Ирековна Сатаева;

«Дифференциальная диагностика и определение специальных условий получения образования для детей с расстройствами аутистического спектра»,
ведущий научный сотрудник Института коррекционной педагогики РАО, доктор психологических наук, Елена Ростиславовна Баенская.

В ходе конференции ведущие сотрудники ИКП РАО ответили на многочисленные вопросы участников встречи, а также внесли свои предложения в проект Резолюции.

Приглашаем всех заинтересовавшихся специалистов ПМПК, а также педагогов, психологов, дефектологов, занятых в системе образования, здравоохранения и социальной защиты, познакомиться с последними разработками и достижениями отечественной науки в различных областях специальной психологии и коррекционной педагогики на сайте.

 

Источник: сайт Минпросвещения России: edu.gov.ru

Комментарии закрыты