26 апреля в МБОУ «Чочунская СОШ им. И.М. Гоголева» состоялось обсуждение механизмов внедрения муниципального проекта «Надежда Вилюйской школы». Впервые проект был презентован 20 марта в республиканском медиа-центре ОАО «РИИХ Сахамедиа» в рамках Дней Вилюйского улусного управления образования в г. Якутске. Авторами проекта являются Петрова Алена Спиридоновна и Смирнова Иванна Васильевна, учителя Чочунской СОШ. В обсуждении приняли участие заместители директоров городских школ и гимназии.
В настоящее время проблема обеспечения личностной самореализации и профессионального самоопределения одарённых детей в Вилюйском улусе стала особенно актуальной. Несмотря на проводимые мероприятия по развитию интеллектуально-одаренных детей, остаются проблемой невысокие результаты участия детей в региональном и республиканском этапах всероссийской олимпиады школьников, в научно-практических конференциях и других республиканских мероприятиях.
Основной идеей проекта является создание ресурсной площадки, обеспечивающей эффективное выстраивание системы работы с интеллектуально-одаренными детьми. База МБОУ «Чочунская СОШ им. И.М. Гоголева» с. Сыдыбыл обладает подходящими условиями для создания такой площадки.
Целеполагание проекта — создание эффективной системы образования, обеспечивающей условия для обучения, воспитания, развития способностей детей, их дальнейшей самореализации, независимо от места жительства, социального положения и финансовых возможностей семьи.
Реализация проекта позволит решить следующие задачи:
- Систематизация взаимодействия образовательных учреждений по созданию условий для поиска и развития одаренных детей;
- Создание системы непрерывного индивидуального сопровождения одаренных детей;
- Совершенствование технологий (в том числе дистанционных) поиска, выявления и обучения одаренных детей;
- Проведение PR-кампании проекта для привлечения одаренных детей, социальных партнеров;
- Организация новых форм работы с одаренными детьми: каникулярный лагерь с консультативным центром для одаренных детей Вилюйского улуса на базе пришкольного интерната, дистанционные олимпиады, сетевое взаимодействие;
- Включение олимпиадного движения в систему внеурочной деятельности;
- Развитие инфраструктуры системообразующих компонентов системы работы с одаренными детьми.
- Создание базы данных одаренных детей. Совершенствование системы мониторинга.
Положительными моментами внедрения проекта в МБОУ «Чочунская СОШ им. И.М. Гоголева» является близкая расположенность наслега от центра улуса, удобная транспортная инфраструктура, возможность сетевого взаимодействия со школами и учебными заведениями улуса (ВПУ, ВПК) и СВФУ, наличие пришкольного интерната, что позволит привлекать одаренных детей из других наслегов улуса, наличие зимней теплицы (для проведения опытно-экспериментальной работы), достаточный уровень квалификации педагогических работников и подготовленность учителей к работе с одаренными детьми по индивидуальным программам.
Предлагаемые формы работы ресурсной площадки: каникулярный лагерь на базе пришкольного интерната с привлечением одаренных детей из других школ улуса; дистанционные олимпиады; метапредметные недели погружения; сетевое взаимодействие с учебными заведениями Вилюйского улуса, СВФУ, ЦВУЗ, МАН.
Ожидаемыми результатами являются:
- Увеличение числа детей с интеллектуальной и творческой одарённостью;
- Изменение шкалы социальных ценностей школьников и их родителей на увеличение значимости такой категории как «знание»;
- Увеличение числа педагогов, владеющих современными методиками работы с одаренными детьми;
- Расширение диапазона мероприятий для раскрытия творческих способностей учащихся;
- Организация проектно-исследовательских работ учащихся;
- Повышение квалификации педагогов, работающих с одаренными детьми;
- Создание системы работы с одаренными детьми;
- Разработка и апробация новых образовательных технологий для работы с одаренными детьми;
- Выявление проблем по различным аспектам работы с одаренными детьми.
Критерии оценки предполагаемых результатов:
- Усовершенствованная система с интеллектуально-одаренными детьми в улусе;
- Стабильный рост количества победителей и призеров регионального, республиканского, этапов Всероссийской олимпиады школьников;
- Удовлетворенность учащихся и их родителей результатами интеллектуальной деятельности;
- Стабильный рост поступления выпускников улуса в высшие учебные заведения;
- Осознанный выбор выпускниками школ профессий, нужных в данном регионе;
- Подготовка резервных кадров улуса;
- Повышение профессионального мастерства педагогических работников улуса;
- Положительная оценка результатов проекта.
Этапы реализации проекта:
- Подготовительный этап: 2017-2018 гг.
- Основной этап проекта: 2018-2022 гг.
- Основной этап проекта: 2018-2022 гг.
Сивцева М.Е., гл. специалист НМО ВУУО