КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА
«МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ»
(2013-2022)
- АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА «МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ»
И ЕГО СООТВЕТСТВИЕ СОВРЕМЕННЫМ ЗАДАЧАМ МИРОВОГО РАЗВИТИЯ
В последние годы все более и более подтверждается зависимость темпов роста и устойчивости развития мировой экономики от состояния человеческих ресурсов, от степени их готовности к решению задач, стоящих перед современным миром. Системный кризис, переживаемый в настоящее время многими странами, специалисты связывают с кризисом ценностей, с чрезмерной зависимостью современного человека от функционирования «общества потребления», иными словами, с утратой базовых национальных и культурных ориентиров, составляющих цивилизационную основу как мирового развития, так и становления отдельной личности. В качестве мер от охватившей мир «лихорадки потребления» ООН и ЮНЕСКО выдвигают концепцию устойчивого развития, опирающуюся на экологическуюфилософию. Ее главными приоритетами выступают забота о сохранении природы, разумное расходование природных ресурсов, а также экология человека, сохранение его традиционных морально-нравственных основ, обогащение культуры и искусства.
По мнению специалистов, чтобы перейти от затратной во всех отношениях идеологии потребления к экологической философии, прежде всего, необходимо развивать и совершенствовать систему образования, которая в ее нынешнем состоянии содержит ряд перекосов и ложных установок. В частности, зачастую преуменьшается, а порой и вообще игнорируется важнейшая роль искусства в развитии личности, в становлении ее творческого потенциала и духовно-нравственных ценностей, связанных, в свою очередь, с присвоением растущим человеком богатств национальной и мировой культуры.
Качества, которые воспитываются у детей и подростков путем приобщения к культуре и искусству — чувство прекрасного, дар сочувствия и сопереживания, толерантность, а также фантазия, воображение и умение выражать свои творческие намерения — необходимы человеку, вступающему в мир будущего, в мир креативной экономики.
Для воспитания трудовых ресурсов, способных работать в креативной экономике, необходимо сформировать новое поколение, обладающее чрезвычайно высоким интеллектуальным уровнем и владеющее необходимыми социокультурными навыками, востребованными в креативной экономике.
По признанию ООН и ЮНЕСКО, чрезвычайно эффективным средством для формирования человека XXI века, владеющего полным набором необходимых ему свойств и качеств, является художественное образование или образование в области искусств. Для пересмотра роли художественного образования в системе образования в целом, для повышения его статуса и эффективности ЮНЕСКО систематически созывает крупные международные форумы, намечающие пути дальнейшего развития в данной области. Министерство культуры Российской Федерации и Совет по культуре государств-участников СНГ также принимают участие в этой деятельности, направленной на совершенствование художественного образования в современных условиях. Россия, наряду со странами СНГ, активно сотрудничает с ЮНЕСКО в деле распространения и повышения качества образования в сфере культуры и искусства, которое ЮНЕСКО считает одним из приоритетов своей деятельности.
Чтобы внедрить в практику принципы и положения по совершенствованию художественного образования и повышению его общественной роли, по следующим причинам наилучшей базой является музыкальное образование благодаря:
– исключительному влиянию музыкально-образовательной деятельности на развивающиеся мозговые структуры, формирующееся мышление, на интеллектуальное и эмоциональное развитие детей и подростков в силу особых связей музыкально-звукового выражения с мышлением и речью;
– традиционно высокой распространенности музыкального образования в обществе, наличию соответствующих инфраструктур в системе дополнительного образования — музыкальных школ и музыкальных отделений школ искусств, хоровых студий, кружков, корпуса частных преподавателей и проч.
– наличию некоторого начального материально-технического и кадрового обеспечения музыкального образования, сохранившегося от прошлого;
– достаточно высокому авторитету начального музыкального образования в статусе желательного дополнения к школьному образованию, еще сохраняющемуся в обществе;
– доступности артистической деятельности уже на начальном этапе музыкального образования;
– органической связи музыкального искусства со всей общественной жизнью — от семейных до национальных и государственных мероприятий (праздников, юбилеев и других событий в жизни семьи, общества и государства);
– глубинным связям музыки и музыкального образования с традиционной национальной культурой народов Якутии.
- II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА «МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ»
Министерство культуры и духовного развития и Министерство образования Республики Саха (Якутия), в рамках подготовки к 100-летнему юбилею ЯАССР, руководствуясь положениями Федерального закона от 20.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и Федерального закона от 23.06.1999 № 115-ФЗ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», Концепцией развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2016 гг., а также Республиканскими целевыми программами «Развитие образования в Республике Саха (Якутия) на 2012–2016 гг.», «Создание условий духовно-культурного развития народов Якутии на 2012–2016 гг.», принимая во внимание концептуальные документы Министерства культуры Российской Федерации, направленные на совершенствование музыкального образования в стране, включая «Концепцию развития образования в сфере культуры и искусства государств-участников СНГ» принятую в г. Минске 19 мая 2011 г. и подписанную Премьер-министром В.В. Путиным, и «Концепцию развития музыкального образования в Российской Федерации», утвержденную в 2013 году Премьер-министром Д.А. Медведевым, а также опираясь на стратегические разработки ЮНЕСКО, принятые на Международных конгрессах по художественному образованию в Лиссабоне (2006), Сеуле (2010) и Мюнхене (2012), обозначают нижеследующие основные цели проекта «Музыка для всех», который предполагается осуществлять в Республике Саха (Якутия) в период с 2013 по 2022 годы:
1) признание на государственном уровне роли и значения музыкального образования в качестве существенной части национальной культуры и одного из приоритетных направлений ее развития;
2) развитие музыкальной культуры в Республике Саха (Якутия) как живого капитала общества.
Исходя из указанных целей, проект «Музыка для всех» предполагает решение следующих задач.
- Разработка и осуществление в социуме рекламной кампании с помощью региональных и местных СМИ по информированию общественности республики о проекте «Музыка для всех» и разъяснению его позитивного влиянии на личностное развитие и расширение жизненных перспектив для детей и молодежи Республики Саха (Якутия).
- Разработка и осуществление главных направлений деятельности в рамках проекта «Музыка для всех», в том числе:
– создание условий для широкого распространения в республике музыкального образования, охватывающего максимальное количество детей и подростков, обучающихся в учебных заведениях любого уровня и профиля обучения;
– организация взаимодействия Министерства культуры и духовного развития РС (Я) с Министерством образования республики для обеспечения административного, организационного, кадрового и финансового осуществления Проекта;
– реализация в рамках Проекта двуединой задачи — стимулирования с помощью ресурсов музыкального образования художественно-эстетического, эмоционального и интеллектуального, социально-культурного развития всех детей и подростков республики, а также выявления среди них потенциально одаренных музыкантов, способных получить профессиональное образование и стать специалистами в области музыкального искусства;
– использование нравственного потенциала музыкального искусства как средства формирования и развития морально-этических норм поведения личности в обществе;
– сохранение и передача новым поколениям традиций отечественного профессионального образования в сфере музыкального искусства;
– мониторинг осуществления Проекта на всех его этапах с целью последующего распространения накопленного опыта на другие области образования и культуры Республики Саха (Якутия) и России, а также иные регионы России.
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРОЕКТУ «МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ»
(в соответствии с установками ЮНЕСКО)
- Обеспечение доступностии полноценности музыкального образования для всех детей и подростков Республики Саха (Якутия) путем совмещения общего и музыкального образования в разных видах и формах, в том числе путем:
– раннего обучения основам игры на музыкальных инструментах в дошкольных образовательных учреждениях;
– увеличения объема учебных часов по предмету «Музыка» в общеобразовательных школах республики до 3-х часов в неделю в I-IV классах, до двух часов в неделю в V-IX классах с учетом возможностей федерального государственного образовательного стандарта (внеурочной деятельности);
<!—[if !supportLists]—>— <!—[endif]—> введения дисциплины «Музыкальное искусство» (в рамках предметной области «Искусство») в X-XI классах;
– расширения музыкального образования и обучения детей на музыкальных инструментах (не только на фортепиано, струнных, духовых, но и на народных и национальных инструментах) благодаря:
а) обновлению структуры, содержания и методов работы детских музыкальных школ (музыкальных отделений школ искусств) благодаря реализации в структуре ДМШ трех преемственно связанных программ обучения: начальной (I–IV классы), основной, специализированной (V–VII классы) и предпрофессиональной (VIII–IX классы); расширению набора в подготовительные группы ДМШ с целью развития музыкальных способностей, эмоциональных и интеллектуальных качеств в разных формах у значительного числа детей раннего возраста (от трех до пяти лет.);
б) организации в экспериментальном порядке в разных городах и улусах Якутии интегрированных образовательных учреждений среднего общего и дополнительного (по типу ДМШ) музыкального образования для всех учащихся;
– приоритетного внимания к постижению интонационного языка музыки и пониманию ее образно-художественной содержательности во всех видах и формах, на всех уровнях музыкально-образовательной деятельности;
– ознакомления с национальными музыкальными традициями народа саха и других этносов Северной Азии, заложенными, в частности, в эпосе Олонхо;
– внедрения мирового опыта массового музыкального образования, в том числе:
а) создания школьных хоров, оркестров духовых и народных инструментов во всех учреждениях общего среднего образования республики согласно имеющемуся отечественному и зарубежному опыту;
б) усиления музыкальных занятий в детских дошкольных учреждениях, а также создания специальных групп эстетического воспитания для детей младшего возраста с использованием прогрессивных методик хорового обучения З. Кодаи, ансамблевого музицирования К. Орфа, групповых занятий на музыкальных инструментах Ш. Сузуки, а также других эффективных методик музыкального воспитания детей 3–6 лет;
в) введения музыкальных дисциплин в программы специалитета и бакалавриата в качестве вариативных дисциплин в вузах республики;
г) организации школьных оркестровых коллективов по образцу оркестра русских народных инструментов Мундыбашской средней школы (Кемеровская область, вторая половина прошлого века) с использованием групповых форм обучения и привлечением старших учащихся к занятиям с младшими.
- Обеспечение качества обученияи художественного уровня деятельности в рамках проекта «Музыка для всех» путем:
– специализированной подготовки педагогов в профессиональных высших учебных заведениях;
– систематической переподготовки на современном научном уровне всех учителей музыки общеобразовательных школ республики (на базе педагогического института Северо-Восточного федерального университета и других образовательных учреждений Министерства образования РС (Я);
– целевой переподготовки всех преподавателей ДМШ республики на современном научном и музыкально-педагогическом уровне (на базе Высшей школы музыки РС (Я) и Арктического государственного института искусств и культуры);
– непрерывного самообразования преподавателей ДМШ (ДШИ) и учителей музыки общеобразовательных школ путем регулярного оснащения их вновь издаваемой специальной научной и методической литературой, аудио и видеозаписями, организации внутришкольной методической работы;.
– привлечения к работе по проекту в качестве руководителей его отдельных направлений и мероприятий авторитетных музыкальных деятелей республики, известных российских менеджеров и специалистов в области культуры и художественной деятельности;
– обеспечения постоянной методической помощи преподавателям-музыкантам всех уровней, участвующим в проекте, в том числе путем организации для них творческих школ, мастер-классов, курсов повышения квалификации и других мероприятий на постоянной основе;
– обеспечения диверсификации программ музыкального образования, то есть создания программ различного уровня для формирования и поддержки музыкальных навыков у учащихся с разным уровнем дарования и мотивации;
– создания психолого-педагогических и дидактических оснований для постоянной поддержки высокой мотивации музыкального обучения у всех учащихся; исключение из педагогической практики жестких мер воздействия и средств «педагогики насилия», заменяя ее гибкими способами управления в духе идеологии «педагогики сотрудничества»;
– разработки и внедрения аудио-визуальных пособий для музыкального обучения с учетом современных IT-технологий, а также возможностей самостоятельного и дистанционного образования;
– включения в программы музыкального обучения особо популярных музыкальных направлений и специальностей, в том числе вокала (академического, эстрадного и народного), исполнительства на эстрадных инструментах; игры на гитаре и ударных, а также других популярных форм музицирования;
– создания условий для совершенствования материальной базы музыкального образования во всех его формах, включая, прежде всего, приобретение и ремонт музыкальных инструментов;
– создания условий для поддержания высокого уровня преподавания, обусловленного необходимой педагогической квалификацией и адекватной мотивацией;
– создания условий для воспитания в музыкальных и педагогических учебных заведениях республики нового поколения учителей музыки, оснащенных необходимыми знаниями и навыками, соответствующими потребностям XXI века;
– привлечения внимания к проблемам музыкального просветительства путем коррекции форм популяризации музыкального искусства в Интернете и СМИ, а также путем широкой поддержки просветительской деятельности филармоний, других музыкальных учреждений и коллективов;
– возрождения полезной практики выступления музыковедов (учителей музыки, преподавателей ДМШ) со вступительным словом к исполнению концертных программ;
– обновления методологии и содержания, методов изучения традиционных дисциплин музыкального образования (сольфеджио — за счет введения основ гармонии, импровизации и сочинения; теории музыки — за счет раннего осознания жанровой специфики музыкальных произведений; истории музыки и музыкальной литературы — за счет более раннего ознакомления с историческими, композиторскими и исполнительскими стилями).
- IV. ПОПУЛЯРИЗАЦИЯ И ПУБЛИЧНАЯ АРТИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА «МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ» И PR-СОПРОВОЖДЕНИЕ
ЭТОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Пропаганда в обществе главных положений Концепции проекта «Музыка для всех», в том числе средствами артистической деятельности, предполагает:
1) организацию и поддержку существующих многочисленных российских и международных конкурсов и фестивалей по различных направлениям музыкального искусства (народному, классическому, эстрадно-джазовому, вокальному и другим);
2) организацию и поддержку существующих региональных и местных фестивалей и конкурсов, в том числе на локальном уровне, включая поселки, небольшие города, а также отдельные школы и музыкальные учреждения;
3) создание необходимых условий и стимуляцию шефства музыкальных школ и учреждений музыкального образования, Якутской филармонии, Государственного театра оперы и балета РС (Я) над общеобразовательными школами и другими детскими учреждениями, включая поддержку выездных мероприятий и концертов учащихся музыкальных учебных заведений в общеобразовательных учебных заведениях;
4) налаживание работы по широкому информированию родителей, в том числе с помощью СМИ (газеты для детей «Кэскил», «Юность Севера», семейные приложения к республиканским и негосударственным газетам), о преимуществах музыкального образования и его полезности для личностного развития детей и подростков;
5) налаживание деятельности по выявлению наиболее одаренных учащихся-музыкантов для создания благоприятных условий для их дальнейшего совершенствования и возможной профессионализации;
6) создание условий для освещения в центральных и региональных СМИ всех музыкальных мероприятий, которые проходят в республике в рамках проекта «Музыка для всех»;
7) обеспечение возможностей участия наиболее одаренных учащихся-музыкантов в международных музыкальных мероприятиях, включая фестивали и конкурсы в зарубежных странах;
8) создание условий для внеконкурсного набора и бесплатного обучения одаренных детей и подростков республики в лучших музыкальных учебных заведениях России и зарубежных стран;
9) налаживание контактов с коллегами, профессиональными организациями, СМИ для информирования их о продвижении и результатах проекта «Музыка для всех» как с точки зрения развития самой системы музыкального образования республики, так и с точки зрения влияния проекта на разные стороны ее общественной жизни;
10) информирование педагогической общественности России о проекте «Музыка для всех» Республики Саха (Якутия) и ходе его осуществления на различных всероссийских акциях и мероприятиях, а также в СМИ.
- V. АДМИНИСТРАТИВНО-ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСЕПЕЧЕНИЕ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ»
ОРГАНАМИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ,
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ВЛАСТЯМИ ГОРОДОВ И УЛУСОВ
Административно-организационное управление реализацией проекта «Музыка для всех» предполагает:
1) создание Объединенной дирекции Проекта «Музыка для всех» Минкультуры и Минобразования РС (Я);
2) создание объединенной рабочей группы из представителей Министерства образования РС (Я) и Министерства культуры и духовного развития РС (Я) с включением в нее авторитетных музыкальных деятелей для разработки подробного координационного плана действий по проекту «Музыка для всех», предусмотренных настоящей Концепцией;
3) создание Научно-методического совета по оказанию консультативной и экспертной помощи на всех стадиях разработки и реализации проекта «Музыка для всех» (в составе ведущих специалистов разных видов и ступеней музыкального образования);
4) создание рабочих групп в рамках органов руководства образованием и культурой на местах с возложением на них обязанностей по разработке конкретных планов и сроков реализации проекта «Музыка для всех» с учетом стратегических установок настоящей Концепции (применительно к реальным возможностям городов и населенных пунктов);
5) создание межведомственной рабочей группы из представителей разных министерств Республики Саха (Якутия), прежде всего, министерств образования, культуры и духовного развития, по молодежной политике, финансов, экономики и промышленной политики для определения источников финансирования проекта «Музыка для всех» на основании конкретного и поэтапного плана выполнения предусмотренных в нем видов деятельности и мероприятий;
6) создание Попечительского совета из представителей известных деятелей искусств России и Республики Саха (Якутия), представителей Государственного собрания «Ил Тумэн», правительства РС (Я), бизнеса с целью обеспечения разносторонней поддержки проекта «Музыка для всех» деловыми кругами республики;
7) создание рабочей группы из юристов республики для подготовки законодательной инициативы по совершенствованию Закона РС(Я) «О меценатах и меценатской деятельности».
- VI. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
ПРОЕКТА «МУЗЫКА ДЛЯ ВСЕХ»
Деятельность по реализации, распространению и поддержке музыкального образования, осуществляемая в рамках проекта «Музыка для всех», будет проходить в нескольких ключевых направлениях, включающих обеспечение его доступности, повышение качества, внедрение достижений современной инновационной педагогики в практику преподавания музыки и обучения основам инструментально-исполнительского мастерства, а также повышение его общественного престижа.
Эта многообразная музыкально-образовательная деятельность даст ощутимые результаты во всех сферах общественной жизни Республики Саха (Якутия) — художественно-эстетической, социально-политической, социально-экономической, нравственно-этической и репутационно-имиджевой.
В социально-политическом и культурном аспектах результатами реализации проекта могут стать:
– повышение общественного престижа культуры и художественного образования;
– осознание на государственном уровне роли художественного (музыкального) образования как основы интеллектуального, эмоционально-эстетического, патриотического и нравственного развития личности;
– повышение уровня общественной культуры и нравственности;
– осознание ценности и дееспособности каждой личности для государства и общества в качестве неповторимой творческой единицы;
– осознание ценности и плодотворности совместных творческих усилий, в том числе путем компромиссов и взаимных уступок как основы политической и общественной деятельности, в том числе в области культуры и образования;
– стимулирование становления гражданского общества путем постановки и реализации общих целей, совместной разработки способов их достижения, выполнения намеченных планов, в частности, в сфере культуры и художественного (музыкального) образования;
– повышение престижа и активное распространение нематериальных ценностей: уважения к творчеству, восхищения талантом, а также общественных и личных усилий по их становлению и развитию;
– усиление самосознания и национального чувства якутского народа как гражданской и культурной общности, способной к высокопрестижной позитивной деятельности;
– повышение авторитета Республики Саха (Якутия) как в рамках Российской Федерации, так и на международной арене в качестве инновационного и современного государственного образования, способного действовать на уровне самых высоких требований, предъявляемых в XXI веке к культуре и образованию (в том числе музыкальному).
В социально-экономическом аспекте результатами реализации проекта могут стать:
– повышение качественного потенциала трудовых ресурсов республики за счет прироста творческого потенциала общества, вызванного повсеместным внедрением музыкального образования, что физиологически связано с оптимизацией связей между полушариями мозга и общей активизацией мозговой деятельности;
– повышение конкурентоспособности и ценности человеческого капитала Республики Саха (Якутия) путем совершенствования с помощью массового музыкального образования таких качеств как математическое, речевое и многоканальное мышление, а также с формированием специфических социально-коммуникативных навыков, что проистекает от соответствующего характера музыкально-исполнительского искусства;
– стимулирование внедрения нематериальных ценностей в молодежную среду, в том числе в ее экологическое сознание в качестве основы современного устойчивого развития за счет распространения художественной (музыкальной) деятельности среди подростков и молодежи;
– поддержание общественно ценных качеств: доброты и терпимости, а также навыков командной работы, выдержки и дисциплины, что органически связано с широким распространением музыкального образования;
– стимулирование овладения навыками и цивилизованными моделями общественного поведения, необходимыми для работы в современной креативной экономике, в том числе способности работать в условиях неопределенности и конкуренции.
В имиджевом аспекте — с точки зрения влияния на общественный престиж органов власти республики — предвидятся следующие результаты:
– оптимизация способности эффективно организовывать социально значимую деятельность в области культуры и образования;
– развитие личной заинтересованности в повышении культурного и образовательного уровня детей, подростков и молодежи;
– подтверждение стремления властей проявлять заботу о человеческом потенциале будущих граждан республики;
– подтверждение желания властей создавать престижные условия для развития творческого потенциала молодого поколения жителей республики;
– наличие стратегического мышления, способности ставить и реализовывать стратегически важные цели, соответствующие самым современным направлениям общественного развития;
– повышение инвестиционной привлекательности республики с помощью демонстрации общественного альтруизма, умения реализовывать крупные некоммерческие проекты;
– повышение привлекательности Республики Саха (Якутия) в качестве относительно самостоятельного игрока на мировой арене путем демонстрации современного стратегического мышления и понимания концепции устойчивого развития, являющейся в настоящее время приоритетной на уровне ООН и ЮНЕСКО;
– повышение престижа органов власти Республики Саха (Якутия) за счет осуществления стратегии оригинального и эффективного решения значимых общественных проблем, в том числе проблемы совершенствования системы образования, в частности, путем разработки методологии и методов организации, обогащения содержания художественного (музыкального) воспитания и образования подрастающих поколений.